ТЕХНОЛОГИЯ УБОРКИ.
В настоящее время разработаны 3 схемы уборки винограда.
По первой (Дагестанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства) виноград убирают универсальным комбайном, последовательно выполняющим все операции: срез гроздей, сбор, транспортирование, укладывание в ящики или переработку на сусло со сбором выжимок и вывозкой отходов из междурядий.
Преимущество комбайновой уборки в том, что объединение ряда операций устраняет межоперационные и организационные потери времени. Это ускоряет уборку, ликвидирует погрузочно-разгрузочные работы.
Комбайновая уборка обусловливает внедрение поточного метода, что имеет особо важное значение для уборки винограда технических сортов, поступающих на переработку.
Первая организационно-технологическая схема требует перевода виноградных насаждений на специальную горизонтальную или наклонную шпалеру. Кроме того, для полной механизации среза гроздей, свисающих под пологом горизонтальных и наклонных шпалер, существенное значение имеет длина ножки грозди.
Согласно проекту агротехнических требований, механизированная уборка считается возможной при длине ножки грозди более 40 мм. Как показали исследования, такого винограда в СССР не более 40%.
Учитывая изложенное, научно-исследовательские и конструкторские организации выполняют большие работы по совершенствованию шпалеры, исследованию и изысканию сортов винограда с плодоножкой, удовлетворяющей условиям среза гроздей режущим аппаратом косилочного или иного типа, а также по конструктивным изменениям узлов комбайна
Вторая технологическая схема предложена Крымским проектно-конструкторским институтом. По этой схеме специальный подборщик, смонтированный на самоходном шасси, расстилает брезентовую ленту вдоль междурядья виноградника. Рабочие срезают грозди и укладывают их на разостланную ленту. При последующем заезде подборщика приводной барабан наматывает ленту, виноград попадает в приемную часть транспортера и подается в бункер. На межклеточной дороге виноград перегружают из бункера в автомашину, оборудованную для бестарной перевозки винограда.
Рис. 81. Схема погрузчика винограда ПВ-Ш: 1 — транспортер; 2 — лоток; 3 — ролики; 4 — лента; 5 — барабан с приводом; 6 — грейдер; 7 — барабан; 8 — бункер; 9 — механизм подъема и опрокидывания бункера.
Вторая технологическая схема предложена Крымским проектно-конструкторским институтом. По этой схеме специальный подборщик, смонтированный на самоходном шасси, расстилает брезентовую ленту вдоль междурядья виноградника. Рабочие срезают грозди и укладывают их на разостланную ленту. При последующем заезде подборщика приводной барабан наматывает ленту, виноград попадает в приемную часть транспортера и подается в бункер. На межклеточной дороге виноград перегружают из бункера в автомашину, оборудованную для бестарной перевозки винограда.
Эта схема применима только для технических сортов винограда.
В соответствии с описанной схемой в 1964 г. был изготовлен образец подборщика-погрузчика винограда ПВ-1М на самоходном шасси Т-16 (рис. 81).
Достоинство подборщика-погрузчика ПВ-1М — возможность применения его на виноградниках с плоской шпалерой, с междурядьями 2—2,5 м и шире, при различной формировке виноградных кустов и схеме их посадки. Подборщик-погрузчик значительно облегчает труд на выноске и погрузке винограда.
В 1965 г. подборщик-погрузчик ПВ-1М был на государственных испытаниях. Они показали, что при использовании подборщика на уборке урожая общие потери состав ляют 3,4% (при ручной 1,4%). Качество убранного винограда удовлетворяет требования промышленного виноделия. Применение подборщика-погрузчика повышает производительность труда на 38% и снижает прямые издержки на 22%.
Однако эта схема имеет ряд существенных недостатков: съем гроздей и укладку их на ленту выполняют вручную, что требует больших затрат ручного труда. Столовые сорта винограда так убирать нельзя.
Подборщик имеет и конструктивные недостатки, снижающие качество работы. Машиноиспытательные станции рекомендовали доработать конструкцию.
По третьей технологической схеме предусмотрен срез гроздей и укладка их в ящики вручную, вывозка винограда из междурядий агрегатом АВН-0,5 и погрузка этим же агрегатом в специальные металлические бункера, установленные в кузове автомобиля. Схема не обеспечивает механизированное выполнение всех технологически взаимосвязанных операций уборки урожая. Механизирует в основном погрузочные и транспортные операции и может быть применена для уборки только технических сортов винограда. Но даже такая неполная механизация уборочных операций значительно облегчает труд сборщиков, повышает их производительность и снижает себестоимость продукции. Поэтому агрегат АВН-0,5 в 1965 г. машиноиспытательные станции рекомендовали к производству.