Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве — Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу

 

Один из важнейших факторов увеличения спроса — уровень доходов потребителей. На рис. 3.3 показано изменение спроса на продукт питания при росте среднедушевого дохода.

clip_image021

 
Рис. 3.3. Общая форма линии зависимости спроса от уровня доходов населения

 

В начале кривой с увеличением бюджета количество спроса на товар увеличивается, затем, по мере удовлетворения потребности в нем, стабилизируется. Наконец, если доход домохозяйства продолжает расти, количество спроса уменьшается и товар начинает заменяться другим (конкурентом), более ценным, который ранее не мог покупаться из-за недостаточного дохода. Например, так происходит изменение количество спроса на подсолнечное масло. Когда доход домохозяйства достаточно большой, этот продукт замещается оливковым и сливочным маслом как хорошими заменителями и более ценными в пищевом отношении продуктами. 

С характером изменения линии спроса в зависимости от уровня дохода связано деление товаров на нормальные и низшие. Нормальным товаром называется товар, потребность в котором не удовлетворена (рынок не насыщен товаром). Признаком нормального товара служит увеличение количества спроса при росте уровня дохода домохозяйств. На рис. 3.3 это показано сегментом линии спроса при уровне дохода от  значения А до С.

Низшим товаром называется товар, потребность в котором удовлетворена (рынок насыщен товаром) при фактическом уровне доходов. Признаком низшего товара служит сокращение количества спроса при росте уровня дохода домохозяйств. На рисунке 3.3 это показано сегментом линии спроса при уровне дохода выше значения D.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Ed i) имеет вид:

clip_image023

где I — величина дохода в среднем на одного человека.

 

Коэффициент эластичности спроса по доходу для продуктов питания положителен и при росте уровня доходов стремится к нулю. Это означает, что рост спроса на продукты питания отстает от роста доходов, а доля расходов на продовольствие в бюджете домохозяйств имеет тенденцию снижения. Эта тенденция с XIX века называется законом Энгеля (по имени немецкого статистика,1821-1896).